Министерство образования и науки Кыргызской Республики
Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан»
Проект
Республиканская
телевизионно-интеллектуальная игра
знатоков изобразительного искусства
«Эрудит»
Авторы проекта: Мусина Д.С.,
Исалиева Н.Ж.,
Молдалиева З.А.,
Лю-Мин-Чин Ж.С.
Руководитель проекта: Мусина Д.С.
Бишкек -2018
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Республиканская телевизионно-интеллектуальная игразнатоков изобразительного искусства «Эрудит» |
Специализация проекта(для кого?) | Дети в возрасте 12-13 лет |
Цели проекта | · Популяризация знаний и развитие у школьников интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане;· выявление одаренных и талантливых детей;
· стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей; · развитие творческой активности детей. |
Авторы проекта:
контактные данные электронная почта
контактные данные электронная почта
контактные данные электронная почта
контактные данные электронная почта |
Мусина Дария Сапарбековна – Директор РУМЦЭВ «Балажан», Заслуженный работник образования Кыргызской Республики, Кандидат педагогических наук, Президент Ассоциации клубов ЮНЕСКО Кыргызстана+996 772169136, +996 312486475
Исалиева Назира Жанышовна – культорганизатор Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания (РУМЦЭВ) «Балажан» +996 550477407, +996 312383260, +996 312486319 (факс) Молдалиева Замиркуль Абыкановна – Заместитель директора Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания (РУМЦЭВ) «Балажан» +996 772 176831, +996 312881211, +996 312486319 (факс) Лю-Мин-Чин Жылдыз Сапарбековна – педагог-организатор Республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания (РУМЦЭВ) «Балажан», Национальный координатор клубов ЮНЕСКО в Кыргызстане +996 772 176831, +996 312881211, +996 312486319 (факс) |
Руководитель проекта
контактные данные электронная почта |
Мусина Дария Сапарбековна – Директор РУМЦЭВ «Балажан», Заслуженный работник образования Кыргызской Республики, Кандидат педагогических наук, Президент Ассоциации клубов ЮНЕСКО Кыргызстана+996 772169136, +996 312486475 |
Сроки реализации проекта | 2016-2026 годы. |
География проекта | Все регионы Кыргызской Республики, г. Бишкек, г. Ош |
Поддерживающие организации илифизические лица | · Министерство образования и науки Кыргызской Республики;· Общественная телерадиовещательная корпорация (ОТРК);
· Кыргызский Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева; · Союз художников Кыргызской Республики; · Художественная школа-интернат при Национальной академии Кыргызской Республики имени академика Т.Садыкова |
Кадры | Болджурова И.С.-доктор педвгогических наук, профессор, Мусина Д.С.- кандидат педагогических наук, Морозов О.Е.- член Союза дизайнеров, Овчинникова Н.И. — член союза художников, педагогический состав-5 отличников образования РУМЦЭВ «Балажан» |
Источники финансирования | Бюджет РУМЦЭВ «Балажан», предусмотренный Министерством образования и науки Кыргызской Республики в пределах выделенных средств |
Особая информация, примечания и приложения | Приложение 1; Приложение 2; Приложение 3; Приложение 4; Приложение 5; Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8. |
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты,
если им не учиться.
Демокрит Абдерский
1. Описание проекта и его обоснование
1.1 Актуальность
Главная цель современного образования в стране — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина нашей страны, сохранение и развитие культурной самобытности, поддержание национального своеобразия и многообразия культур.
Поставленную цель можно решить, предоставив подрастающему поколению полноценное художественно-эстетическое воспитание, основа которого – многовековая традиция образования и воспитания в Кыргызстане, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях народов страны.
Сегодня востребована личность, обладающая специальной, социальной и интеллектуальной компетентностями, конкурентоспособная, умеющая применить на практике знания и компетенции, а самое главное социально-адаптированная. Но без стремления к самопознанию, самоанализу, самосовершенствованию, самообразованию, самореализации ребенок не может противостоять вызовам времени. И одним из путей становления такой личности является интеллектуальное развитие.
Сегодня внешкольное дополнительное образование детей в республике осуществляют 74 организации, где в различных кружках занимаются более 62,9 тысяч детей, из них более 17 тысяч детей занимаются в студиях изобразительного искусства.
Особые возможности художественно-эстетического образования и воспитания определяются направленностью на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика, выражает и формирует отношение ребенка к самому себе. Это требует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявшихся стереотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. Но сегодня в художественно-эстетическом образовании укоренилась бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей, единых принципов преподавания. Не понимая целей и роли художественного образования, сегодня в школах из года в год сворачивается преподавание предметов художественного цикла искусств в учебных планах. На изобразительное искусство и музыку в современной начальной школе отводится 9.45% учебного времени, а в последующих классах — 3.7%. В старших классах (в период нравственных исканий, активного формирования мировоззрения и самосознания, обострения потребности в идеалах) — этих предметов вообще нет. Согласно базисного учебного плана уроки литературы с 5 по 11 класс занимают 4.6% общего количества часов.
Большинство школьных предметов, считающихся основными, в настоящее время не могут целенаправленно воспитывать личность. Преподавание предметов художественного цикла должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе, независимо от профиля. Художественное развитие школьников не должно ограничиваться рамками урока, необходимо включение в программы экскурсии в музеи (архитектурные, художественные, мемориальные, литературные и т.д.), занятия в кружках и студиях, художественно-эстетическое совершенствование своего ближайшего окружения (домашнего интерьера, класса, школы). На занятиях изобразительного искусства у детей должны быть сформированы ключевые компетентности: коммуникативная, социокультурная, ценностно-смысловая, информационная и учебно-познавательная. Знание и понимание художественного замысла автора произведения, формирование своего отношения к творчеству художников, умение использовать приемы выразительности и восприятия, знания основ изобразительного искусства развивают и формируют интеллектуальный уровень ребенка. Но развить интеллект ребенка невозможно только педагогическим воздействием: предоставлением информации, применением методик и форм обучения. Необходимо создать условия для его саморазвития, самопознания, самообразования и самосовершенствования, популяризации знаний и развитие у детей интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане.
В современном образовании актуальной остается проблема взаимоотношения педагогов и учащихся. Чаще всего присутствует авторитарное преподавание предмета и минимальное сотворчество педагогов и учащихся.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
1.2 Цели и задачи проекта
Основными целями проекта являются:
• популяризация знаний и развитие у школьников интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане;
• развитие у детей стремления к познанию, самообразованию, творчеству, самореализации;
• выявление одаренных и талантливых детей;
• стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей;
• развитие творческой активности детей.
Задачи проекта:
• выявить одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности;
• развить общую эрудицию и интеллект детей, расширить их кругозор;
• развить творческое и логическое мышление учащихся;
• формировать практические умения и навыки работы в различных техниках изобразительного искусства;
• развивать творческие, коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования, творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении, самореализации;
• стимулировать творческую деятельность одаренных учащихся;
• развить взаимодействия педагогов и учащихся в процессе организации их совместной деятельности.
1.3 Описание проекта
Республиканская телевизионно-интеллектуальная игра знатоков изобразительного искусства «Эрудит» направлена на развитие интеллектуальных знаний учащихся изобразительного искусства на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, эстетическим восприятием, ассоциативной памятью, критическим мышлением, мотивированием к познавательной деятельности в области искусства, решением сложных проблемных ситуаций в команде, в группе, в коллективе. Игра дает ребёнку возможность раскрыть основы творческого мышления. “Эрудит” призван помочь учащимся стать более уверенными, устремленные к самообразованию, самореализации и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Проект составлен в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей 12-13 лет.
В Республиканской телевизионно-интеллектуальной игре знатоков изобразительного искусства принимают участие 8 команд из всех регионов Кыргызстана: Баткенской, Жалал-Абдской, Иссык-Кульской, Нарынской, Ошской, Таласской, Чуйской областей и г.Бишкек. Партнерами проекта выступают Общественная телерадиовещательная корпорации, Кыргызский Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, Союз художников Кыргызской Республики, Художественная школа-интернат при Национальной академии Кыргызской Республики имени академика Т.Садыкова.
Республиканская телевизионно-интеллектуальная игра знатоков изобразительного искусства проходит в городе Бишкек в съемочном зале центрального телевидения ОТРК.
До съемочного этапа проводятся отборочные туры на уровнях района, области и города. Отборочные туры проходят для выявления одаренных и талантливых детей в области изобразительного искусства по всей республике. При отборе учитываются: знания и компетенции учащегося в области изобразительного искусства, высокие результаты в ходе учебной деятельности, ориентированность и активность ребенка, развитость творческого и логического мышления, а самое главное, умение работать в команде. По положению игры каждая область готовит и представляет 1 команду в составе 5 человек: один капитан команды и четыре игрока. Команда допускается к финалу после предоставления формы-заявки с данными участников, в соответствии с требуемой формы (Приложение 3). Для подготовки к республиканскому туру с выявленными одаренными и талантливыми детьми работают профессиональные педагоги, которые используют инновационные методы работы в команде, такими как кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия.
Кооперативное обучение как метод работы в малой команде (от 2 до 6 человек), применяют для обучения самим детям нести ответственность за образовательный процесс, где каждый достигает своих целей лишь в том случае, если другие члены команды достигают своих. Учащиеся, взаимодействуя друг с другом, решают общую задачу. Совместная работа в малом коллективе формирует качества личностной и интеллектуальной компетентности, а также командную работу.
Получил большую популярность метод «мозгового штурма». Дети применяют различные креативные технологии, которые направлены на поиск творческих идей.
Групповая дискуссия как метод организации совместной работы учеников под руководством педагога решает коллективные задачи в процессе общения. Использование метода предоставляет возможность детям увидеть задачу с разной точки зрения; конкретизировать позиции каждого члена коллектива и личные точки зрения детей; прийти к общему решению; улучшить эффективность работы участников дискуссии; усилить интерес команды к проблеме и мнению других членов команды.
Работа в команде развивает личностные и приобретенные навыки и компетентности, необходимые для эффективного интеллектуального роста. А также способствует развитию взаимодействия педагогов и учащихся в процессе совместной деятельности, эффективность которой повышается, так как сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; осуществляется совместное планирование, организация и подведение
итогов деятельности; позиция и стиль работы педагога способствуют самореализации и самовыражению членов команды.
Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и учащихся заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер.
Инновационным является внедрение в практику менторства педагогов в совместной работе с одаренными детьми в рамках обучающего процесса. Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает учащимся не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Важнейшая особенность менторства, отвечающая одной из важных потребностей одаренных детей, – возможность преодолеть разрыв между классной комнатой и окружающим миром, принять участие в реальной жизни, не дожидаясь окончания школы, занятия в кружках и студиях.
Подготовленные команды из каждого региона республики приезжают в Бишкек для съемочного этапа. Для участников готовится четырех дневная культурно-развлекательная программа, которая включает в себя посещение Кыргызско-национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, Кыргызского Государственного исторического музей, Мемориального комплекса «Ата-Бейит», а также просмотр поучительного фильма с жизненным смыслом. Программа рассчитана на развитие компетентности, личностного и интеллектуального знания. Дети, посещая музей им.Г.Айтиева познают новое, интересное для себя, авторов известных произведений, техники исполнения и т.д. А в историческом музее и мемориальном комплексе «Ата-Бейит» они ближе знакомятся с кыргызскими традициями, национальным ремеслом, самобытностью кыргызской культуры, а также узнают и изучают историю кыргызов. У детей усиливается интерес к искусству и истории, посредством чего они глубже изучают эту сферу и расширяют свой кругозор (Приложение 8).
Съемки Республиканской телевизионно-интеллектуальной игры знатоков изобразительного искусства проходят в съемочном зале ОТРК. Съемки идут в три этапа. В первых двух этапах команды играют согласно прошедшей накануне жеребьевки. На ее основании в первый день соревнуются 4 команды и столько же во второй день. Третий этап – финальный. В финал выходят 4 команды, которые по итогам двух съемочных этапов в общем зачете набрали наибольшее количество баллов.
Игра на всех этапах состоит из 5 туров (Приложение 2).
• 1-тур «Мистер Х»
• 2-тур «Суперблиц»
• 3-тур «Пазлы»
• 4-тур «Чёрный квадрат»
• 5-тур «Частичка моей страны»
Перед началом игры каждая команда должна дать название своей команде и провести ее презентацию. И в каждом туре даются определенные задания разного уровня сложности, которых участники командной игры должны за определенное время решить и дать окончательные ответы (Приложение 6).
Телевизионно-интеллектуальную игру знатоков изобразительного искусства оценивает жюри. В состав жюри входят именитые художники, деятели искусства, профессионалы. Все оценки командам по итогам конкурсов выставляются на оценочных листах, где выставлены критерии оценнок. (Приложение 7).
Итог каждого из туров подводится жюри и оглашается сразу после окончания игры. Победителями и призерами игры признаются команды, набравшие наибольшее количество баллов за 5 туров.
Победившие команды награждаются медалями, грамотами и дипломами I, II, III степени Министерства образования и науки Кыргызской Республики.
Для решения организационных вопросов игры создается оргкомитет под председательством заместителя министра образования и науки КР. (Приложение 4 и 5), за съемочный процесс несет ответственность съемочная команда ОТРК.
Интеллектуальная игра способствует популяризации знаний и развитию у школьников интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане; выявлению одаренных и талантливых детей; стимулированию развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей; развитию творческой активности детей; развитию общей эрудиции и интеллекта детей, расширению их кругозора и выбору будущей профессии.
Проект «Республиканская телевизионно-интеллектуальная игра знатоков изобразительного искусства «Эрудит»» единственный и уникальный в своем роде проект в Кыргызстане.
2. Ожидаемые результаты:
• популяризация знаний и развитие у школьников интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане с помощью интеллектуальной игры;
• выявление одаренных и талантливых детей в области изобразительного искусства по республике;
• стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей с посредствами экскурсий по культурно-памятным местам, средствами поощрения;
• развитие творческой активности детей в ходе интеллектуальной командной игры.
3. Полученный результат:
• развили у школьников интерес к изобразительному искусству в Кыргызстане;
• выявлены одаренные и талантливые дети в области изобразительного искусства;
• дети приобрели мотивацию и стимулы для развития интеллектуальных и познавательных возможностей и проявили стремление к самореализации и желание принять участие в данном проекте в следующем году, а также привлечь и помочь в подготовке сверстников из своего региона;
• творческая активность детей получила дальнейшее развитие.
4. Рекомендованная литература для детей:
1) Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.1. – 2-е изд., испр./Глав.ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – 688 с.: ил.
2) Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративное-прикладное искусство XVII-XX веков/Глав.ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – 656 с.: ил.
3) Журнал «Юный художник», 1936-2018/Глав.ред. В.И. Ивашнев. – М.
4) Энциклопедия мирового искусства. Пейзаж в русской живописи. /Автор А. Романовский. – М.: Белый город, 2008. – 416с.
5) Мастера живописи. Из собрания национальной галереи в Праге. – 2-е изд./Автор В.Новотный. – Прага: Артия, 1963.
6) Универсальный словарь дизайнера, Б.К. Сартбаев, Б.: Бийиктик, 2003. – 652 с.
7) 100 великих архитекторов./Автор Д.К. Самин. – М.: Вече, 2003. – 592 с. (100 великих)
8) 100 великих художников / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2006. – 480 с. (100 великих)
5. Использованные и рекомендованные интернет-ресурсы:
- https://works.doklad.ru/view/Ivow_htlEHs.html
- http://knigi.link/metodiki-prepodavaniya-uchebniki/kooperativnoe-obuchenie-teoreticheskie-korni-7729.html
- http://knigi.link/vospitatelnyiy-protsess_996/razvitie-vzaimodeystviya-pedagogov-18129.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2014/03/04/programma
- http://xn--d1aimvt.xn--90ais/izobrazitelnoe_iskusstvo.html
- https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/mientorstvo-kak-forma-raboty-s-odariennymi-diet-mi
Приложение 1
«Утверждаю»
Директор РУМЦЭВ «Балажан»
________ Мусина Д.С.
Рабочий план
на проведение телевизионно-интеллектуальной игры
знатоков изобразительного искусства «Эрудит»
№ | Наименование работ | Сроки | Ответственные | Роспись |
1 | Общее руководство мероприятием | сентябрь-ноябрь | Директор | |
2 | Разработка приказа | сентябрь | Администрация | |
3 | Составление сметы | сентябрь | Администрация | |
4 | Разработка положения | сентябрь | Администрация | |
5 | Отправка положения игры по регионам и контроль | сентябрь | Администрация | |
6 | Составление общего списка участников и программы игры | сентябрь | Администрация | |
7 | Приобретение билетов для участников | сентябрь | Администрация | |
8 | Концепция оформления зала | сентябрь | АдминистрацияСотрудники КТРК | |
9 | Подготовка команд к интеллектуальной игре | октябрь-ноябрь | РегиональныеДОЦ, ЦДТ | |
10 | Работа с детьми (встреча, расселение, сопровождение) | ноябрь | АдминистрацияПедсостав | |
11 | Оформление зала | ноябрь | АдминистрацияСотрудники КТРК | |
12 | Музыкальное оформление и съемки | Сотрудники КТРК |
Приложение 2
Положение
о Республиканской телевизионно-интеллектуальной игре знатоков изобразительного искусства «Эрудит»
Цель интеллектуальной игры:Популяризация знаний и развитие у школьников интереса к изобразительному искусству в Кыргызстане, выявление одаренных и талантливых детей, стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей детей, развитие творческой активности детей.Создание условий для творческого общения талантливых детей из всех регионов Кыргызстана.
Организаторы интеллектуальной игры:
- Министерства образования и науки Кыргызской Республики
- Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан»
Партнеры:
- Общественная телерадиовещательная корпорация Кыргызской Республики (ОТРК)
- Кыргызский Национальный музей изобразительных искусств имени ГапараАйтиева
- Союз художников Кыргызской Республики
- Художественная школа-интернат при Национальной академии Кыргызской Республики имени академика Т.Садыкова
Общее положение: Республиканская телевизионно-интеллектуальная игра знатоков изобразительного искусства «Эрудит»пройдет в городе Бишкек. В игре принимают участие 8 команд из всех регионов Кыргызстана. Состав команды 5 человек (4 игрока 1 капитан команды)
Возраст участников:12-13 лет
Место проведения: Общественная телерадиовещательная корпорация (ОТРК) Кыргызской Республики
Условия игры:Игра состоит из 5 туров.
- 1 тур«Мистер Х» в II этапа
I этап: За ширмой сидит художник Кыргызской Республики. Каждая команда задает по 1-му вопросу, на который ответ будет «Да» или «Нет». Команда, которая задала вопрос, имеет право сразу дать ответ или отказаться от ответа. Вопросы команды задают по очереди от 1 до 8 стола. Если команда имеет досрочный ответ, она может нажать на кнопку и дать ответ, если данная команда дала неверный ответ, она выбывает из тура. Команды задают вопросы по кругу. Команда, которая угадала Мистера Х, получает 5 баллов.
II этап: Вопрос от Мистера Х.
Мистер Х дает шанс командам заработать еще 5 баллов. Он задает персональный вопрос.Команда, которая дала первой правильный ответ, получает 5 баллов. С команды, которая дала неверный ответ, вычитается 1 балл. Если команды не дают ответ, баллы сгорают.
- 2 тур «Суперблиц»
Командам предлагается игровое поле, имеющее несколько тематических направлений.Вопросы командам задаются по очереди от 1 до 8 стола выбирая себе вопрос по интересующей их теме. На обсуждения каждого вопрос дается 1 минута, в течении минуты, та команда которая первая нажала на кнопку дает ответ. Право хода передается следующей команде вне зависимости от ответа предыдущей команды.каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- 3 тур «Пазлы»
Каждой команде раздаются пазлы. В каждом пазле зашифрованы картины именитых художников. На сбор итоговой картины каждой команде дается 3 минуты. По завершению 3 минут сбор пазлов останавливается. Судьи выставляют баллы по мере готовности картины. Максимум 5 баллов.
- 4 тур «Черный квадрат»
Каждой команде предлагается отгадать, что зашифровано на экране. Команде предлагается открыть 5 квадратов на выбор. Если они не угадывают изображение они не получают баллы. За правильный ответ команда получает 5 баллов.(На обсуждение дается 1 минута)
- 5 тур «Частичка моей страны»
Команды общими усилиями дорисовывают картину с каракулями, которые на листе заранее нарисованы. Готовый рисунков вывешивается на большой мольберт и команды рассказывают о том, что изображено на картине. Максимум5 баллов. Засекается время (5 мин).
Подведение итогов: итоги каждого из туров подводятся жюри и оглашаются сразу после окончания игры. Победителями и призерами игры признаются команды, набравшие наибольшее количество баллов за 5 туров.
Награждение: Команды награждаются призами, медалями, грамотами и дипломами I, II, III степени Министерства образования и науки Кыргызской Республики.
Приложение 3
Форма заявки
на участие вРеспубликанской телевизионной интеллектуальной игре знатоков изобразительного искусства «Эрудит»
Заполните эту форму и вышлите нам не позднее срока
Страна | Авиалиния/ номер рейса | |||
Область | Дата и время прибытия | |||
Город | Номер поезда / тип вагона / дата и время прибытия | |||
Телефон, контактный телефон | Фирма автобуса / дата/ время и место прибытия | |||
№ | Фамилия, имя участников группы (коллектива) | Дата рождения | Возраст | Муж | Жен | ||||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
Фамилия, имя, отчество руководителя | Должность | Возраст | Муж | Жен | |||||||
1. | |||||||||||
По всем дополнительным вопросам обращаться в Оргкомитет по адресу:
Кыргызская Республика, г.Бишкек, ул.Московская 53. (+996 312 383260, + 996 312 486475, факс: +996 312 486319; e-mail: [email protected]; сайт: www.balajan.kg)